РЕГЛАМЕНТ КОМИТЕТА

 

РЕГЛАМЕНТ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
 
 
I.      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
 
1. Основные термины:
1) комитет-соисполнитель – комитет, не являющийся ответственным комитетом, которому решением Совета Государственной Думы поручается подготовить заключение на законопроект и направить данное заключение в ответственный комитет до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении,
 2) ответственный комитет – комитет, назначаемый решением Совета Государственной Думы, на который возлагается обязанность подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой,
3) профильный комитет – комитет, к ведению которого относятся вопросы совершенствования федеральных законов, указанные в пункте 4 настоящего Регламента, и иные вопросы, относящиеся к ведению комитета.
2. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей (далее – Комитет):
1) вносит в Совет Государственной Думы предложения по формированию  проекта   примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию;
2) вносит в Совет Государственной Думы предложения по проекту календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц;
3) вносит в Совет Государственной Думы предложения о включении законопроектов в   примерную   программу   законопроектной   работы Государственной Думы на текущую сессию;
4) вносит в Совет Государственной Думы предложения по проекту порядка   работы   Государственной   Думы   на очередное заседание;
5) осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, поступивших в Государственную Думу, и переданных в Комитет Председателем Государственной Думы в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 части первой статьи 11 и частью второй статьи 107 Регламента Государственной Думы;
6) осуществляет подготовку законопроектов, относящихся к ведению Комитета в соответствии с пунктом 3 настоящего Регламента, к рассмотрению Государственной Думой;
7) осуществляет   подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются   постановлениями   Государственной   Думы;
8) дает заключения на законопроекты, по которым Комитет в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 статьи 14 Регламента Государственной Думы назначается соисполнителем (далее - Комитет-соисполнитель);
9) вносит в Совет Государственной Думы предложения о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации или статьи 105 Регламента Государственной Думы, а также в случае, если законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также которые являются утратившими силу;
10) вносит в Совет Государственной Думы в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 14 Регламента Государственной Думы предложения о направлении представителей Государственной Думы для участия в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты,   ее   комиссий   и   рабочих групп;
11) организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;
12) проводит в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 статьи 19 Регламента Государственной Думы анализ практики применения законодательства по принятым федеральным конституционным законам и федеральным законам, при принятии которых Государственной Думой Комитет являлся ответственным;
13) вносит предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;
14) рассматривает и исполняет поручения Совета Государственной Думы и   Председателя   Государственной   Думы в соответствии с подпунктом «д» пункта 2 статьи 19 Регламента Государственной Думы);
15) решает вопросы организации работы Комитета в соответствии с Регламентом Государственной Думы и настоящим Регламентом;
16) решает иные вопросы, отнесенные к ведению Комитета Регламентом Государственной Думы.
3. В ведении Комитета находятся вопросы, связанные с совершенствованием:
1) Семейного кодекса Российской Федерации;
2) Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
3) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
4) Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»;
5) Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
6) Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
7) Федерального закона от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
8) Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
9) Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (в части опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних);
10) Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
11) иных федеральных законов, по которым Совет Государственной Думы назначает Комитет ответственным за их подготовку к рассмотрению Государственной Думой.
4. На период срока действия своих полномочий Комитет утверждает организационную структуру, в состав которой входят:
1) подкомитет по вопросам демографии,
2) подкомитет по дошкольному и дополнительному образованию,
3) подкомитет по делам несовершеннолетних и защите их прав,
4) подкомитет по многодетным семьям и проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья,
5) экспертный совет,
6) межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию,
7) межведомственная рабочая группа по мониторингу законодательства в сфере обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. В состав подкомитетов входят депутаты Государственной Думы – члены Комитета. Член Комитета может быть членом только одного подкомитета.
 Подкомитеты в соответствии с пунктом 3 статьи 21 Регламента Государственной Думы предварительно прорабатывают на своих заседаниях законопроекты, иные документы и материалы и подготавливают предложения к заседанию Комитета.
Председатель подкомитета имеет преимущественное право выступать содокладчиком по законопроектам, относящимся к ведению подкомитета.
6. Экспертный совет создается в целях организации профессионального обсуждения и экспертизы законопроектов, находящихся на рассмотрении Комитета, выработки обоснованных предложений по совершенствованию законодательства, разрешению проблем, возникающих в правоприменительной практике. В состав экспертного совета входят специалисты, обладающие признанной высокой квалификацией в области права. Комитет вправе включить в состав экспертного совета лиц, имеющих специальные познания и опыт работы в иных помимо юридической сферах деятельности, правовое регулирование которых относится к предметам ведения Комитета.
Состав Экспертного совета, а также изменения  состава Экспертного совета утверждаются на заседании Комитета.  Экспертный совет возглавляет председатель Комитета, сопредседателем Экспертного совета является первый заместитель председателя Комитета.
Экспертный совет в полном составе созывается не реже одного раза в год.
7. Из числа членов Экспертного совета формируются экспертные группы для обсуждения конкретного законопроекта, находящегося на рассмотрении комитета, либо иного вопроса, относящегося к ведению Комитета.
Состав экспертных групп утверждается председателем Комитета.
8. В состав межведомственных рабочих групп входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений, иных организаций, перечень которых утверждается Комитетом.
Перечни и состав межведомственных рабочих групп утверждаются на заседании Комитета.
Межведомственную рабочую группу возглавляет председатель Комитета, сопредседателем Межведомственной рабочей группы является первый заместитель председателя Комитета.
Порядок деятельности межведомственных рабочих групп регулируется соответствующим положением о межведомственной рабочей группе.
9. Комитет вправе создавать временные рабочие группы для подготовки согласованного решения по законопроекту, находящемуся на рассмотрении комитета либо подготовленного к внесению в Государственную Думу.
10. Председатель Комитета, его заместители проводят по мере необходимости совещания руководства комитета для предварительного обсуждения текущих вопросов деятельности комитета.
11. Порядок деятельности Комитета определяется Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и настоящим Регламентом.
II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ КОМИТЕТА
 
12. Заседание Комитета проводится в соответствии со статьей 24 Регламента Государственной Думы и настоящим разделом.
13. Заседание Комитета проводится, как правило, не реже двух раз в месяц по четвергам в 12.00 в комнате № 15-44а, если Комитет не примет иное решение.
14. Заседание Комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комитета.
15. Заседание   проводит   председатель Комитета или в его отсутствие первый заместитель, заместитель.
16. Проекты документов и иные материалы, по вопросам, включенным в повестку очередного заседания Комитета, предоставляются членам Комитета в электронном виде, как правило, за три дня до дня проведения заседания, но не позднее 9 часов дня, предшествующего дню заседания Комитета.
17. Депутат - член Комитета - обязан присутствовать на заседании Комитета. О невозможности присутствовать на заседании Комитета депутат Государственной Думы   заблаговременно информирует председателя Комитета.
18. Депутат - член Комитета, который не может присутствовать на заседании Комитета, вправе передать свой голос другому депутату - члену Комитета, о чем подается доверенность в письменном виде на имя председательствующего на все или отдельные заседания текущей сессии.
19. Решение Комитета принимается большинством голосов от общего числа членов Комитета, присутствующих на заседании, и членов Комитета, передавших свои голоса другим членам Комитета, если иное не предусмотрено Регламентом Государственной Думы.   Депутаты Государственной Думы – члены Комитета - вправе знакомиться с протоколами и стенограммами заседаний Комитета.
20. Комитет вправе принять решение путем письменного опроса депутатов – членов Комитета. Принятое решение оформляется протоколом, к которому прикладывается опросный лист с подписями депутатов «за» или «против» принимаемого решения.
21. Субъект права законодательной инициативы вправе принять участие в заседании Комитета при рассмотрении внесенного им законопроекта. О дате, времени и месте заседания комитета субъект права законодательной инициативы извещается, как правило, не позднее, чем за три дня до дня заседания. При этом ему должно быть предоставлено право ознакомиться с проектом заключения Комитета, как правило, за три дня до дня проведения заседания, но не позднее 9 часов дня, предшествующего дню заседания Комитета.
Неявка субъекта права законодательной инициативы не препятствует рассмотрению внесенного им законопроекта на заседании Комитета, если установленные настоящим пунктом требования о его информировании о заседании Комитета и ознакомлении с проектом заключения Комитета были соблюдены.
 
III. ВИДЫ РЕШЕНИЙ КОМИТЕТА
 
III.1 Виды решений, принимаемых в порядке предварительного рассмотрения законопроекта
22. Комитет при предварительном рассмотрении законопроекта (статья 108 Регламента Государственной Думы) в срок непозднее 14 дней, а в случае направления законопроекта на экспертизу в Правовое управление Аппарата Государственной Думы не позднее 30 дней со дня поступления законопроекта в Комитет принимает одно из следующих решений:
1) о соответствии законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы;
2) о предложении Совету Государственной Думы возвратить законопроект субъекту (субъектам) права законодательной инициативы для выполнения требований статьи 104 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и (или) статьи 105 Регламента Государственной Думы (отсутствие заключения Правительства Российской Федерации);
3) о предложении Совету Государственной Думы возвратить инициатору в соответствии с частью 5 статьи 108 Регламента Государственной Думы (законопроект, предусматривает внесение изменений в законодательные акты РСФСР и Российской Федерации или их отдельные положения, срок действия которых истек, а также которые являются утратившими силу).
 23. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 22 настоящего Регламента, решение Комитета должно также содержать предложения Совету Государственной Думы:
1) о назначении Комитета ответственным по законопроекту,
2) о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую либо на очередную сессию,
3) о направлении законопроекта в комитеты, комиссии и во фракции, Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, Правительство Российской Федерации, Общественную палату Российской Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросам их ведения, Общественную палату Российской Федерации, в законодательные (представительные)   органы   государственной   власти   субъектов Российской Федерации и высшие исполнительные органы государственной власти   субъектов   Российской   Федерации – по предметам совместного ведения - для подготовки и представления отзывов, предложений и замечаний,
4) о сроке представления в ответственный комитет отзывов, предложений и замечаний на законопроект.
 
III.2 Виды решений, принимаемых при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении
24. После включения законопроекта в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию комитет начинает подготовку законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. При подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении комитет принимает одно из следующих решений:
1) об утверждении заключения с рекомендацией Государственной Думе о принятии проекта федерального закона в первом чтении,
2) об утверждении заключения с рекомендацией Государственной Думе об отклонении законопроекта,
3) о направлении в соответствии с частью первой статьи 112 Регламента Государственной Думы законопроекта в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы,
4) об утверждении в соответствии с пунктом «а» части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы заключения с рекомендацией субъекту (субъектам) права законодательной инициативы изменить текст законопроекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении,
5) о создании в соответствии с частями первой и третьей - пятой статьи 111 Регламента Государственной Думы временной рабочей группы для подготовки согласованного решения по законопроекту,
6) о предложении субъекту (субъектам) права законодательной инициативы об отзыве законопроекта до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении,
7) об утверждении заключения с предложением Совету Государственной Думы направить в Общественную палату обращение о проведении Общественной палатой экспертизы законопроекта (часть 1.1 статьи 112 Регламента Государственной Думы).
25. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 или 2 пункта 24 настоящего Регламента, в решении Комитета должны содержаться также предложения Совету Государственной Думы о назначении докладчика (содокладчика) по законопроекту и о включении законопроекта в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на определенную дату (подпункт «а» части второй статьи 19, частью пятой статьи 111 и статьей 114 Регламента Государственной Думы).
26.  В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 5 пункта 24 настоящего Регламента, Комитет назначает докладчика (содокладчика) по законопроекту, поручает ему координацию работы временной рабочей группы и устанавливает срок представления в Комитет заключения по законопроекту.
27. В случае принятия решения, предусмотренного подпунктом 1 или 2 пункта 24 настоящего Регламента, Комитет дополнительно к материалам,   внесенным    субъектом (субъектами) права законодательной инициативы и предусмотренным статьями 105 и 106 Регламента Государственной Думы, представляет в Совет Государственной Думы:
1) проект   постановления   Государственной Думы о принятии (одобрении) законопроекта в первом чтении либо об отклонении законопроекта в первом чтении в случае, предусмотренном частью девятой статьи 119 Регламента Государственной Думы;
2) заключение с   мотивированным обоснованием необходимости принятия или одобрения либо отклонения данного законопроекта; 
3) заключение комитета-соисполнителя   с    мотивированным обоснованием необходимости принятия или одобрения либо отклонения данного законопроекта;
4) заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы;
5) заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта, если   таковое   имеется;
6) проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной   Думы, докладчика по законопроекту и содокладчика от ответственного комитета;
 7) заключение либо официальный отзыв Правительства Российской Федерации;
8) иные документы.
 
III.3.Виды решений, принимаемых при подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении
28. По окончании срока внесения поправок к законопроекту, принятому в первом чтении, Комитет принимает одно из решений о процедуре обсуждения поступивших к законопроекту поправок на заседании Комитета:
1) о постатейном обсуждении поправок и принятии решений по каждой из них (на основе сводной таблицы поступивших поправок),
2) об обсуждении и принятии решений по таблицам поправок, рекомендуемых к принятию (таблица № 1), рекомендуемых к отклонению (таблица № 2) и поправок, решения по которым не приняты (таблица № 3)
29. В таблицы поправок могут быть включены только те поправки, которые соответствуют требованиям статьи 120 Регламента Государственной Думы:
1) представлены в виде изменения редакции статей, либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта,
2) внесены субъектами права законодательной инициативы, указанными в статье 104 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
30. В случае принятия решения о постатейном обсуждении поправок комитет принимает одно из следующих решений:
1) принять поправку и включить её в таблицу № 1 (часть третья статьи 121 Регламента Государственной Думы),
2) отклонить поправку и включить её в таблицу № 2 (часть третья статьи 121 Регламента Государственной Думы),
3) включить поправку в таблицу поправок № 3, по которым ответственным комитетом не принято решение (часть третья статьи 121 Регламента Государственной Думы).
31. В случае проведения обсуждения поправок, сгруппированных по таблицам, Комитет вправе по просьбе члена Комитета, вынести поправку на отдельное голосование. Решение по поправке принимается большинством голосов членов Комитета, присутствующих на заседании.
32. При принятии решения по таблицам поправок в соответствии с подпунктом 1 пункта 27 настоящего Регламента, Комитет принимает решения:
1) рекомендовать Государственной Думе принять таблицу поправок, одобренных ответственным комитетом,
2) внести в Государственную Думу таблицу поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению,
3) внести в Государственную Думу таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было   принято   решений (если она имеется).
33. При подготовке законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении Комитет принимает одно из следующих решений:
1) рекомендовать Государственной Думе одобрить проект федерального конституционного закона во втором чтении или принять проект федерального закона во втором чтении, назначить докладчика по законопроекту и предложить Совету Государственной Думы включить законопроект в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на определенный день (часть первая статьи 122 Регламента Государственной Думы),
2) предложить Государственной Думе отклонить законопроект в связи с нецелесообразностью его принятия либо утратой им актуальности, утвердить заключение об отклонении законопроекта, принятого или одобренного в первом чтении, назначить докладчика по законопроекту и предложить Совету Государственной Думы включить законопроект в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на определенный день (часть девятая статьи 121 и статья 123¹ Регламента Государственной Думы),
3) направить законопроект, подготовленный ко второму чтению  (с учетом поправок, рекомендуемых к принятию), в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения постатейной правовой и лингвистической   экспертизы   законопроекта (часть шестая статьи 121 Регламента Государственной Думы).
 
III.4.  Виды решений, принимаемых при рассмотрении законопроекта в качестве комитета-соисполнителя
34. В сроки, установленные Советом Государственной Думы для направления в ответственный комитет Государственной Думы отзывов, предложений и замечаний к законопроекту, Комитет принимает одно из следующих решений:
1) об утверждении заключения Комитета с рекомендацией о принятии законопроекта,
2) об утверждении заключения Комитета с рекомендацией об отклонении законопроекта,
3) об утверждении заключения Комитета с рекомендацией ответственному комитету предложить субъекту (субъектам) права законодательной инициативы изменить текст законопроекта до рассмотрения его в первом чтении (часть «а» пункта 1 статьи 112 Регламента Государственной Думы). 
 
III.5. Иные виды решений
35. Комитет вправе принимать иные решения по вопросам ведения:
о структуре Комитета;
об утверждении состава Экспертного совета и межведомственных рабочих групп;
о проведении парламентских слушаний, «круглых столов», иных мероприятий Комитета,
о предложениях Комитета к проекту плана проведения «правительственного часа» на очередную сессию Государственной Думы,
о предложениях Комитета к плану издательской деятельности Государственной Думы на очередной календарный год,
о представлении к награждению Почетным знаком Российской Федерации "За заслуги в развитии парламентаризма" в соответствии с  Положением об указанном почетном знаке,
о представлении к награждению Почётной грамотой Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с  Положением об указанной Почетной грамоте,
по иным вопросам ведения.